Чем дольше продолжается АТО, тем все меньше понимаю поступки украинского правительства. Особенно последние действия в отношении прекращения пассажирских перевозок в зоне АТО.
На днях такую «прекрасную» новость сообщила Укртрансинспекция. Предположительно с 6 января должна была прекратиться продажа билетов и перевозка пассажиров на автобусных маршрутах к остановкам, которые расположены на территории проведения АТО.
Честно сказать, подобные разговоры ведутся уже давно и новостью о транспортной блокаде вряд ли можно удивить дончан, люди с опаской ждали таких действий еще в начале декабря.
Затем, уже в канун новогодних праздников, секретарь СНБО Украины Александр Турчинов интриговал своими заявлениями об ограничении пересечения линии соприкосновения в зоне АТО до 7 транспортных коридоров. Но никто не знал, какие конкретно маршруты это будут. И вот перед Рождеством снова всплыла тема о перекрытии дорог, ведущих в зону АТО и из нее. Особенно данная новость встревожила тех, кто приехал в родные города, расположенные нынче на территории самопровозглашенных республик, отпраздновать новогодние праздники. И тех, кто работает вне зоны АТО, но на выходные исправно возвращается домой.
Хорошо это или плохо, однако по состоянию на сегодняшний день информация о перекрытии движения в реальности оказалась не такой уж категоричной. Но нервы люди себе перед Рождеством попортили, да и времени на дорогу потратили больше, чем обычно. При этом Киев, видимо, как всегда оказался оторван от реальности. Вот, что на своей странице в ФБ 6 января, как раз в разгар «транспортной» истории, написал начальник отдела пресс-службы губернатора Донецкой ОГА Илья Суздалев.
«Звонят коллеги, взбудораженные сообщениями Укртрансинспекции о полной блокировке автобусного сообщения с оккупированными территориями. Говорят, лично пресс-секретарь этой конторы утверждает, что ничего в Донецк не ездит и никого не возит. Возможно, они там видят будущее, и, может быть, в будущем так и случится, но сегодня автобусное сообщение не прерывалось, а лишь усложнилось в свете последних решений СНБО. Кстати, и в комментариях Турчинова, Порошенко и других уполномоченных лиц речь о полной автоблокировке не шла.
Итог. Сегодня автобусы в Донецк и другие оккупированные города ходили не по комментам Укртрансинспекции, а по нашим. Подтверждает ОГА и лично Елена Давидовская-Малютина».
Информация, что Донецк отрезали от внешнего транспортного сообщения, преувеличена.
Еду рейсовым автобусом Славянск — Донецк. Правда, через Красноармейск, Селидово и Курахово.
Это дольше, но дешевле, чем я ехала еще вчера из Донецка в Краматорск.
Вот такие превратности моей дорожной судьбы, блин!
P.S. Таки надеюсь быть к Рождеству дома!!!».
Были и те, кому 6 января повезло меньше. В частности, был отменен рейс с «Южного» в направлении Новогродовки. В сети люди жаловались, что родственники не могут выехать из Запорожья даже в сторону Волновахи. Еще есть информация, что в зоне АТО уже действует временное ограничение для автобусов и личного автотранспорта. С 18.00 до 6.00 по киевскому времени запрещается движение транспорта в донецком направлении. Теперь пассажиры, дожидаясь конкретного часа, вынуждены спать в автобусе, учитывая зимнюю погоду.
Люди в сети ситуацию с перевозками на Донбассе стали активно сравнивать с тем, как осуществляется транспортное сообщение между Крымом и Украиной. Мол, также будет «до границы народ довозят и высаживают, а дальше люди пешком проходят пункты пропуска и после этого садятся в другой автобус».
Кроме того, маршрут Донецк — Святогорск до Краматорска стал на час дольше. То есть действительно некоторые маршруты движения изменились в соответствии с транспортным коридором. В частности, рейсовые автобусы северной части области, которые ранее направлялись в Донецк через Дзержинск с выездом на горловскую трассу, теперь движутся через город Курахово, так как трасса Горловка-Донецк вроде как полностью заблокирована.
Еще была информация, что со стороны украинских властей принимаются меры к ограничению въезда в Мариуполь со стороны Тельмановского и Новоазовского районов ДНР. Якобы с 7 января все движение будет организовано только через блокпост в районе села Гнутово, остальные дороги подлежат перекрытию. Кроме того, в связи с тем, что в Тельмановском и Новоазовском районах проживает достаточно много людей, работающих на предприятиях Мариуполя и обучающихся в учебных заведениях города, с украинской стороны принято решение о выдаче этой категории населения спецпропусков.
Уже 7 января в ходе брифинга спикер АТО Андрей Лысенко наконец-то назвал 7 дорожных направлений для въезда/выезда:
1. Луганск — Счастье — Новоайдар;
2. Луганск — Станица Луганская — Широкий;
3. Фащевка — Дебальцево — Артемовск;
4. Горловка — Артемовск;
5. Донецк — Курахово;
6. Донецк — Мариуполь (через Волноваху);
7. Новоазовск — Красноармейск — Талаковка — Мариуполь.
Примечательно, что официальных уведомлений на этот счет перевозчики пока не получали. Об этом сообщают представители ОПАС «Восток», осуществляющие транспортные перевозки в Донецкой области.
«На данный момент усилены проверки на блокпостах как со стороны Украины, так и со стороны ДНР. В остальном транспортное сообщение осуществляется как и прежде».
Единственное нововведение пока касается маршрутов, следующих из Донецка в Славянском направлении. Теперь все автобусы на Славянск идут не через поселок Красный Партизан, а через город Красноармейск.
Соответственно, по словам перевозчиков, при увеличении километража дорожает и проезд. Так уже по сравнению с концом декабря, билет в тот же Краматорск на «Южном» подорожал примерно на 10 грн.
Самое забавное, что по версии украинского правительства все эти действия проходят во избежание угроз жизни и здоровью пассажиров. Андрей Лысенко даже подчеркнул, что другие маршруты могут быть очень опасными. «Линия размежевания тщательно заминирована. Поэтому попытки пересечь ее через посадки, кущи и все другое очень опасны для жизни. Местные жители это хорошо знают. Поэтому не советуем в обход этих пропускных пунктов пересекать линию», — сказал он.
Многие граждане уже оценили такую заботу. Вот, что написал один из пользователей ФБ.
Алексей Кормильцев: «Да уж, «здобули» 28 ноября из Красноармейска в Донецк на машине ехал 6 часов, а теперь когда поток транспорта через Курахово еще увеличится, добраться в Донецк будет по времени столько, сколько раньше было поехать в Киев, особенно это касается грузоперевозчиков. Всех с праздником и удачно всем попасть в родной дом!».
На самом автовокзале Южный в Донецке диспетчера все это время билеты, спокойно продают на неделю вперед и ни о каком постановлении не слышали, но и гарантий на то, что молниеносно что-то вдруг не изменится, никто не дает. Точно также и водители маршрутов рассказывают, что народ звонит, интересуются «пропускают или нет». Ведь «перестать пропускать» могут в любую минуту.
В свою очередь и люди, не смотря ни на что, билеты покупают, выстраиваются в 3 кассы в огромные очереди. Вопросы о том, как будут возвращать деньги, если дорогу закроют (полную стоимость или половину), оставляют открытым. Все надеются, что окончательно движение автобусов никто блокировать не будет.
Поэтому можно сказать, что на данный момент проблем с продажей билетов нет, все как и прежде. В самом помещении автовокзала Южный очередь как обычно тянется от касс до бокового выхода, тут за билетом можно простоять 2-2,5 часа. Можно купить билет и в уличных кассах, постояв в очереди минут 15, но если вы не боитесь нынешних морозов.
При этом сейчас, если есть билеты на рейс в кассе, водители не возьмут вас ехать стоя, а отправят за билетом, но если все места выкуплены, то поехать стоя не проблема и цена на билет будет ниже на 5-8 грн. Проблему очередей связывают с ограниченным количеством пассажирского транспорта на маршрутах, так, только до Константиновки ходит всего 3-4 автобуса в день. Улучшению ситуации не способствуют и плохие погодные условия – водителям трудно заводить автобусы.
Но в целом дирекция Южного автовокзала подтверждает, что ограничений передвижений нет. Хотя, по их словам, некоторые перевозчики действительно получили рекомендации от украинского правительства сделать конечной остановкой не Донецк, а Курахово.
«Перевозчики, которые едут с территории Запорожья, Днепропетровска, говорят, что украинское правительство прислало им такие письма. У нас таких писем нет, мы работаем, как и работали. Единственная проблема — это Крым. А так работаем и продаем билеты по всем направлениям», — так комментирует ситуацию на одном из каналов ДНР начальник автовокзала Южный Юрий Черкашин.
В привычном режиме отправляются автобусы и с Крытого рынка, даже те рейсы, что и в прежнее время ходили через раз. Например, 109 маршрут, следующий от Киевского проспекта до поселка Яковлевка. Но это в основном рейсы, передвигающиеся внутри ДНР.
Если сравнивать поток пассажиров, то сегодня, как и раньше, наибольший ажиотаж существует по направлениям: Красноармейск, Краматорск, Славянск, Мариуполь. Кроме того, по трем первым направлениям можно доехать и с «частниками» на микроавтобусах и цена у них, до того же Краматорска, пока не изменилась.
Также работают перевозчики Шериф тур, Гюнсел, ЛюксАвтоКом. Последний перевозчик сообщает, что пока никаких ограничений по перевозкам нет, до Киева обещают довезти за 9 часов, стоимость 500 грн. Шериф тур до Киева берет на 50 грн больше. Стоимость проездки до столицы у Гюнсел — 522 грн.
Вместе с тем, в Донецке заработали и грузовые перевозки. «Интайм» работает и на прием и на отгрузку. В том числе перевозками грузов занимаются Шериф Тур, Гюнсел, Автолюкс, Глобал пост. Но бытовую крупную технику берут не активно, так же существует ДНРовский список запрещенных для перевозки вещей.
Оптимистичных взглядов по поводу стабильной работы пассажирских сообщений с республикой придерживается «министр транспорта» ДНР Семен Кузьменко, который говорит, что «заявления Турчинова о полном прекращении пассажирского и грузового сообщения с нами, дальше заявлений никуда не пошло, но даже если и пойдет, то не в ближайшее время. Ни один водитель автобуса, ни один диспетчер не доложили о том, что не смог доехать до точки назначения. Все работают в штатном режиме», — подытожил Семен Кузьменко.